Тщеславие происходит от двух слов «тщетность» и «слава». В.И. Даль - великий исследователь русского языка в толковом словаре объясняет, что такое тщеславие человека - это стремление определенного рода людей к почестям, похвале, мирской славе, признанию мнимых достоинств. Желание быть предметом разговоров. И жадность до внимания славы присущи людям и в современном обществе. «Вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» - /Иак.4.16/. Тщеславие - развитие у членов секты чувства превосходства, исключительности, элитарности, укрепление убеждения в том, что они - самые достойные, Богом избранные люди, лучшая и единственно заслуживающая спасения часть человечества. Тщеславие — едва ли не самая чувствительная струна человеческой души, и совсем не многие способны устоять перед ее соблазнами. «Спаси меня, Бог, от тщеславия, - говорил Р.Шеридан, - от других пороков я избавлюсь сам». И хотя «золотая узда не сделает клячу рысаком» - /Сенека/, чрезмерное самомнение трудно «вытравить» из человека, потому что оно создает спасительную иллюзию контроля — ложную уверенность в том, что происходящее вокруг находится под его контролем, не угрожает, не вызывает чувства опасности. Тщеславие – это вариант обмануть себя, получив удовлетворение, от иллюзии собственного величия создав церковь для себя. «Тщеславие скорее есть признак своего ничтожества, нежели величия» - /Д.Свифт – Англия – поэт/.
На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость. Димитрий Ростовский обращается к пастырям: «Духовничество даровано от Бога для того, чтобы послужить человеческому спасению, а не для тщеславия, гордости, суетного превозношения и излишнего власти над духовными детьми».
«Мера тщеславия пропорциональна всегда, с удовольствием недостатку ума. В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему недостаёт ума» - /А.Поп/.
«Тщеславие есть не что иное, - говорит А.Смит, - как несвоевременная попытка получить громкую известность, прежде чем заслужили её». «Страшнее всего для тщеславного пастыря – пишет Ал.Ткаченко, - остаться незамеченным, затеряться в толпе и не получить очередной порции той самой человеческой славы, которая стала главным смыслом его существования. Но сами люди, мнением которых он так дорожит, ему малоинтересны. По большому счету он ценит окружающих лишь в качестве «благодарных зрителей» и не испытывает к ним любви, не стремится послужить им своими талантами. Люди нужны ему только как зеркало, в котором он мог бы вдоволь полюбоваться на свое «совершенство».
«И будет, когда Господь … скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя и на тщеславие высоко поднятых глаз его» - /Ис.10.12/. «Посмотрю». Евр. глагол, здесь стоящий (pha kad), часто имеет значение наказывать. «Успех надменного сердца» – в переводе с евр.: плод гордости, т. е. гордые, надменные речи, составляющие плод внутреннего надменного настроения ассирийского царя. «И на тщеславие» правильнее и проще: «и его хвастливую гордость». Тщеславие и надменность весьма глубоко проникли в душу этого человека, его высокомерие и самонадеянность. Так-же нелепа бравада этого гордеца. «Какую пыль я подняла!» хвалится сидящая на спице колесницы муха из басни. И слова, сказанные им самим, приводятся, чтобы, с одной стороны, показать его смехотворность, а с другой стороны заверить Божий народ, что Сеннахирим будет побежден; ибо тот принцип, что погибели предшествует гордость, обычно оказывается верным» - /М.Генри/.
То тщеславие, незаметная тихая змея, вползает в души и отравляет их: нравится, когда тебя хвалят, когда признают твои достоинства, когда отмечают успехи, и человек начинает на себя смотреть иначе, забывая, кто он есть на самом деле.
Тщеславие, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, это «колючка, которую как ни брось, все шипами кверху». Человек постится – и тщеславится, что он выполняет заповедь Божию. Это выражается еще и через то, что он начинает осуждать других: вот, он не постится, значит, какой-то он неправильный, значит, неверующий. Если человек не постится, роскошествует в пище, он, естественно, осуждает тех, кто попроще, победнее. Одетый в бедную одежду может тщеславиться дырами на ней – мол, он такой бессребреник и не заботится о внешнем. Хотя, с точки зрения духовной, это тоже грех – христианин должен не только не согрешать против Бога и ближних, но хранить совесть и в отношении к вещам, заботиться о них, стараясь не пренебрегать чистотой и аккуратностью своих вещей.
«Тщеславие, тщеславие и тщеславие везде - даже на краю гроба и между людьми, готовыми к смерти из-за высокого убеждения. Тщеславие! Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века. Отчего между прежними людьми неслышно было об этой страсти, как об оспе или холере? Отчего в наш век есть, только три рода людей. Одних - принимающих начало тщеславия как факт необходимо существующий. Поэтому справедливый, и свободно подчиняющихся ему; других - принимающих его как несчастное, но непреодолимое условие, и третьих - бессознательно, рабски действующих под его влиянием? Отчего Гомеры и Шекспиры говорили про любовь, про славу и про страдания, а литература нашего века есть, только бесконечная повесть «Тщеславия»?
«Радость, что он исполняет хорошо свою обязанность, что он не только не трус, но даже храбр. Чувство командования и присутствия двадцати человек, которые, он знал, с любопытством смотрели на него, сделали из него совершенного молодца, Он даже тщеславился своей храбростью, франтил перед солдатами, вылезал на банкет и нарочно расстегнул шинель, чтобы его заметнее было. Начальник бастиона, обходивший в это время свое хозяйство. По его выражению, как он ни привык в восемь месяцев ко всяким родам храбрости, не мог не полюбоваться на этого хорошенького мальчика в расстегнутой шинели, из-под которой видна красная рубашка, обхватывающая белую нежную шею, с разгоревшимся лицом и глазами, похлопывающего руками и звонким голоском командующего: «Первое, второе!» — и весело взбегающего на бруствер, чтобы посмотреть, куда падает его бомба. В половине двенадцатого стрельба с обеих сторон затихла, а ровно в двенадцать часов начался штурм Малахова кургана, второго, третьего и пятого бастионов» - /Л.Толстой/
Тщеславие есть страсть непонятная – одно из тех зол, которыми, как повальными болезнями – голодом, саранчой, войной – провидение казнит людей. Источников этой страсти нельзя открыть; но причины, развивающие ее, суть: бездействие, роскошь, отсутствие забот и лишений.
Тщеславный человек не знает ни истинной радости, ни горя, ни любви, ни страху, ни отчаяния, ни ненависти – все неестественно, насильственно. Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других – он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим. Эта страсть чрезвычайно развита в наш век, над ней смеются; но ее не осуждают; потому что она не вредна для других. Но зато для человека, одержимого ей, она хуже всех других страстей – она отравляет все существование. Исключительная черта этой страсти, общая проказе, есть чрезвычайная прилипчивость. Мне кажется, однако, что, рассуждая об этом, я открыл источник этой страсти – это любовь к славе.
«Тщеславие есть чувство самое несообразное с истинною горестью, и вместе с тем чувство это так крепко привито к натуре человека, что очень редко даже самое сильное горе изгоняет его. Тщеславие в горести выражается желанием казаться или огорчённым, или несчастным, или твёрдым. И эти низкие желания, в которых мы не признаёмся, но которые почти никогда – даже в самой сильной печали – не оставляют нас. Лишают нас того сострадания, которое обыкновенно вызывает в людях горе ближнего» - /Л.Толстой/.
«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» - /Фил.2.3/. «Если делаем что-то из желания показать себя, то делаем это по тщеславию» - /Мэтью Генри/.
«Ты говоришь: «вот, я побил Идумеян», и вознеслось сердце твоё до тщеславия. Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падёшь ты и Иудеи с тобою» -/2Пар.25.19/. Православная Церковь относит «тщеславие» и «гордость» к смертным грехам. Если, например, сребролюбие, чревоугодие, зависть, блуд у подавляющего большинства людей вызывают негативное отношение, то вышеназванные страсти чаще всего попросту не замечают или извиняют. Между тем, по святоотеческому учению, они представляют наиболее серьёзную опасность для духовного и телесного здоровья человека.
Да ведь ты понимаешь потому, что тебе Господь благодатью Божией просветил ум. Но Он, же в любой момент может и помрачить тебя за твое внутреннее превозношение, тщеславие. Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но, в самом деле, угождает не Богу, а людям.
Если христианин не борется с тщеславными помыслами, пребывает в славолюбивых фантазиях и увлекается ими - ум его становится игралищем бесов. Такой находится, как свидетельствует, в предверии психического заболевания, умоповреждения. Врачам психиатрам следует здесь искать причину некоторого психического расстройства.
«Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет вверх острием.
«Придите ко мне, - говорит Джерон К.Джерон, - мои друзья и однокашники, объединимся в нашем общем стремлении к тщеславию и к чему придём?»
Быль - сказка про «Лягушку-путешественницу». «Вот как я превосходно придумала», - думала она про себя. А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее.
- «Удивительно умная голова наша лягушка, - говорили они, - даже между утками мало таких найдется». …Как она закричала, что ее утки несут на прутике, и слышит, что люди кричат: «Кто же это придумал?» – «Это я придумала!». Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: - «Это я! я!». И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю». Тщеславный помысел неизбежно приводит к падению человека. Неизбежно. Оставив его в себе, вы очень скоро перестанете себя узнавать: «... тщеславие – порок души, начало и конец гордыни, - пишет С.Магницкая, забвенье Бога пред людьми и мысли низкие, мирские...».
Поэтому если вы не успели отсечь тщеславный помысел, пропустили его, увлеклись им, в этом надо тотчас же покаяться.
Тщеславие одного есть источник той силы, которая заставляет его творить свою личную судьбу, а не плыть по течению, тщеславие многих есть движущая сила прогресса в любой области человеческой деятельности, от ремесла до искусства и политики.
Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная мотивация для саморазвития.
«Он не думал, чтобы (Кайпор) стал шпионом лишь из-за денег, – пишет он. – Он был человеком с умеренными запросами…. Быть может, принадлежал к числу тех людей, которые предпочитают окольные пути прямым, поскольку, идя такими путями, испытывают некое сложное чувство удовлетворения оттого, что одурачивают своих ближних. Может быть, он стал шпионом… желая взять верх над важными персонами, которые даже и не знали о его существовании. Быть может, им двигало тщеславие, ощущение того, что его таланты не получают должного признания, или просто озорное стремление напроказить».
Вместо нападок на каждого критика из христианского и личного тщеславия, пастыря пора понять, что лучшей местью его непримиримым врагам будет успешная деятельность на посту руководителя.
Тщеславие – это возможность самообмана, получение радости и счастья от иллюзорного величия. На давней стадии оно трансформируется в манию величия. Тогда людям без оснований кажется, что они могущественны, гениальны.
«Трудно преувеличить опасность тще¬славия для дипломата. Тщеславие может побудить его не считаться с советами и мнениями людей, обладающих большим опытом и луч¬ше, чем он, знающих страну и тот или иной вопрос. Оно делает его легко уязвимым для лести или нападения лиц, с которыми он ведет переговоры. Тщеславие способствует выработке слишком субъективных взглядов на характер и задачи дипломата и иногда даже заставляет предпочитать яркий, но нежелательный успех не бросающемуся в глаза, но более осторожному компромиссу. Оно побу-ждает его хвастать победами и этим вызывает ненависть побежден¬ных. Тщеславие может даже помешать ему в критический момент сознаться своему правительству, что его предсказания или инфор¬мация были неверны. Тщеславие приводит к тому, что он вызывает ненужные трения в незначительных вопросах, касающихся поло¬жения в светском обществе. Оно может заставить его оскорблять своим чванством, снобизмом или вульгарностью. Тщеславие - корень неосторожных поступков и бестактности. Оно толкает страдающих этим недостатком к проявлению краснобайства и к большим дипломатическим порокам—иронии, эпиграммам, не¬обоснованным обвинениям и колким ответам. Оно заставляет посла не сознаваться даже самому себе, что он не настолько вла¬деет турецким, персидским, китайским и русским языками, чтобы в важных вопросах обходиться без переводчика. Тщеславие может породить опасную иллюзию, свойственную часто профес¬сиональным дипломатам, что его пост - это центр дипломатической вселенной и что министерство иностранных дел только из-за сле¬поты и упрямства не следует его советам. Оно может подвести его, заставляя отзываться перед посетившими его политическими деятелями или журналистами вероломно и лукаво о своем министре иностранных дел. Тщеславие может породить и прочие недостатки - неточность, легкую возбудимость, нетерпение и даже лживость. Из всех недостатков дипломатов, а их много, тщеславие - наибо-лее распространенный и наиболее вредный недостаток. Среди несчастий, к которым приводит тщеславие, есть одно, особенно влияющее на практику переговоров, это—самодоволь¬ство. Оно ведет к потере гибкости и проницательности. Дипломаты, особенно те из них, которые находятся на незна¬чительных постах и выше не пойдут, переходят постепенно от обычного человеческого тщеславия к преувеличенному сознанию своей особой важности.
Почему же, призывая людей к славе, Церковь так категорично осуждает тщеславие? Ответ прост и без труда прочитывается в самом слове: тщеславие – это тщетное стремление к ложной цели, напрасный поиск истинной славы там, где ее нет и быть не может. Священное Писание не обходит молчанием этого опаснейшего порока. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» - /Гал.5.26/. «… чтобы не тщеславились беззаконники в мыслях своих и не торжествовали в произношении языка своего, …» - /3Мак.2.14/.
«Тщеславие есть отступление от цели по Богу и перехождение к другой цели, противоположной Божественной» - /Максим Исповедник/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Nasima Полторыхина
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
На войне, как на войне - Вячеслав Ивлев Проходя темные времена в жизни, мы должны не забывать, что это часть жизни каждого человека. если ты живой, ты плывешь против течения. Борись, стремись, поднимайся ввысь, ведь если если опустишь свои руки, то устремишься вниз.